Федеральный государственный образовательный стандарт ДО.doc
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)
Структура образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО
Положение о рабочей группе по реализации ФГОС
План-график метод. сопровождения введения ФГОС ДО
Родителям о Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования
С 1 сентября 2013 года вступил в силу Закон "Об образовании в Российской Федерации", который закрепляет дошкольное образование в качестве отдельного уровня общего образования. Новый статус дошкольного образования предусматривает разработку Федерального государственного стандарта дошкольного образования.
Разработка стандарта велась с начала 2013 года рабочей группой ведущих экспертов в сфере дошкольного образования. Возглавлял группу директор Федерального института развития образования А. Асмолов.
В июне 2013 года проект ФГОС дошкольного образования был представлен для публичного общественного обсуждения, в ходе которого было рассмотрено более 300 замечаний и предложений.
17 октября 2013 года министром образования Ливановым Д.В. был подписан Приказ №1155 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
14 ноября ФГОС дошкольного образования зарегистрирован в МИНЮСТЕ Российской Федерации.
Стандарт обеспечивает государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования.
Стандарт учитывает:
- самоценность этапа дошкольного детства в общем развитии человека;
- социокультурное разнообразие детства;
- возрастные закономерности и индивидуальные особенности развития детей;
- потребности, особенности и возможности детей с ограниченными возможностями здоровья;
- возможность профессиональной поддержки индивидуального развития ребенка.
Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования к:
1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
В отличие от других образовательных стандартов, ФГОС ДО не является основой для оценки деятельности и подготовки обучающихся. Также его освоение не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся дошкольников.
С 1 января 2014 год вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
План мероприятий «Введения ФГОС ДО» реализуется по следующим направлениям:
- Нормативно-правовое и организационное обеспечение введения ФГОС ДО
- Кадровое и методическое обеспечение введения ФГОС ДО
- Финансово-экономическое и материально-техническое обеспечение введения ФГОС ДО
- Информационное обеспечение введения ФГОС ДО
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) утверждён 17 октября 2013 года Приказом №1155 Министерства образования и науки РФ.
ФГОС дошкольного образования призван нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования. В центре проекта стандарта находятся требования к условиям, в том числе психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым.
В отличие от других образовательных стандартов, стандарт дошкольного образования не предусматривает проведение аттестации детей при освоении ими образовательных программ, а требования к результатам представлены в виде целевых ориентиров: инициативность и самостоятельность ребенка, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству, любознательность, способность к волевым усилиям и принятию самостоятельных решений и др.
К участникам образовательных отношений относятся:
- воспитанники,
- их родители (законные представители),
- педагогические работники и их представители,
- Организации, федеральные государственные органы,
- органы государственной власти субъектов Российской Федерации,
- органы местного самоуправления,
- работодатели и их объединения.
Стандарт утверждает основные принципы дошкольного образования:
- полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;
- индивидуализации дошкольного образования;
- содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
- партнерства с семьей;
- приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастной адекватности (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учёта этнокультурной ситуации развития детей.
Стандарт решает задачи:
- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области:
- социально‑коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно‑эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Переход образовательных областей от ФГТ к ФГОС
Образовательные области по ФГТ |
Образовательные области по ФГОС |
Социализация Безопасность |
Социально-коммуникативное развитие |
Познание Труд |
Познавательное развитие |
Коммуникация |
Речевое развитие |
Музыка Художественное творчество Чтение художественной литературы |
Художественно-эстетическое развитие |
Здоровье Физическая культура |
Физическое развитие |